Методические разработки

Творческая мастерская «Деда Мороза» " Новогодняя игрушка" декабрь 2023 г.

 

Технологическая карта занятия.

ФИО педагога: Шергина Галина Петровна

Форма образовательной деятельности: творческая мастерская «Деда Мороза»

Тема занятия: «Новогодняя игрушка».

Культурная практика: художественно – эстетическое развитие

Культурно-смысловой контекст (для чего это воспитаннику) проявление самостоятельности в выполнении заданий. Интеграция: познавательное развитие с элементами конструирования.

Возрастная группа: подготовительная.

Цель занятия: Создание ёлочных украшений из фиомарана, через знакомство с историей возникновения и видоизменения новогодних игрушек.

  Задачи:

 - познакомить с новым материалом фиомаран, с историей елочных игрушек.

-  развивать интерес к самостоятельному выполнению задания, отрабатывать навыки работы с новым материалом, отвечать на вопросы разносторонними предложениями.

- Воспитывать любознательность, интерес к игрушке разных времен, работать дружно в команде, нацелить на аккуратное изготовление игрушки.

 

Предварительная работа: Чтение художественной литературы на зимнюю тему. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением елки, елочных украшений, выставка ёлочных игрушек от бабушки, организация в группе работы творческой мастерской «Деда Мороза».

Методы обучения:

·          Метод проблемно-поискового обучения

·         Практическая деятельность детей.

  • Анализ и самооценка деятельности детьми.

Приемы обучения: упражнение-повторение (напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами), переключение на другой вид деятельности,  вопрос-ответ, проявление самостоятельности  (выбор  задуманной игрушки) , сюрпризный момент, загадывание загадок, физминутка, динамическая пауза.

Оборудование: цветная бумага, белая бумага - кружки, клей ПВА, ножницы, шерстяные нитки. Скорлупа грецкого ореха, снежинки, пенопластовые шарики, мишура, звёздочки, глитерный фиомаран,

 ИКТ оборудование: компьютер, презентация «История новогодней игрушки»

Планируемые результаты: научатся придумывать и изготавливать новогоднюю игрушку, изготовят украшения в группу и для елки.

Словарная работа: познакомить со словами: стеклодув, фиомаран.

Дополнительные задачи: помочь высказать своё мнение о проделанной работе.

 

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационно-мотивационный

1. Мотивация

 Ребята какой приближается праздник?

Как мы ребята с вами готовимся встречать Новый год?

А кто может рассказать стихотворение про Новый год?

 

 

  Ответы детей

 

Прочтение коротких стихотворений

2.Организационный

Педагог обращает внимание детей на появившуюся в группе елку. Откуда она появилась?

 

Дети рассматривают елку и высказывают своё мнение: «Откуда появилась, почему не наряжена». Выдвигают свои гипотезы, решение проблемы.

 

 

 

Основной:

1.Информационный

 Кто знает, как и чем украшали ёлки раньше? Украшение елки очень древний обычай. Наши предки всегда относились с почтением к этому вечнозеленому дереву, символизирующему здоровье, долголетие и бессмертие. Скажите, а украсить зажженными свечами елку можно? А чем можно? Правильно, конечно, нельзя наряжать елку свечами.  Хотите узнать, как наряжали Новогоднюю елку давным-давно?

От древних людей пришла к нам традиция украшать елку. Древние люди верили, что в деревьях обитают духи плодородия, от которых зависит, насколько обильным будет урожай хлеба, овощей, фруктов. Желая угодить духам, заслужить их благосклонность, люди старались украсить деревья, в которых эти духи и жили. Первые елочки были съедобными. Как вы думаете, чем они были украшены?

Правильно. Яблоки считали символом плодородия, яйца означали зарождение новой жизни, орехи – божественный промысел, вафли – символ причастия.

Чуть позже в старину был такой обычай изготавливать самодельные игрушки: хлопушки, рыбки из яичной скорлупы, звезды из фольги, домики, избушки, гирлянды. Изготавливали из простых материалов ваты, бумаги, клея – создавались удивительные фигурки детей, клоунов, животных, плоскостные игрушки. Несколько лет тому назад в далекой старине такие игрушки стали делать уже из стекла.

Просмотр презентации «Игрушки в древности, игрушки наших бабушек и дедушек, современные игрушки»

 Как называют профессии людей, занятых над изготовлением елочных игрушек?

Стеклодув выдувал заготовку через стеклянную трубочку, до красна накаленную на газовой горелке. Когда она достигала нужного размера, один конец запаивали. Затем ее охлаждали, погружали в цветной лак. Дизайнеры раскрашивали вручную, клеили на нее стразы и блески и приделывали так называемую «шапочку» с петелькой. Сортировщики сортировали игрушки, считали количество, а упаковщики- раскладывали по коробкам и упаковывали. Так изготавливали игрушки в старину, так их изготавливают и в наше время. Теперь они уже очень легкие, потому что пластмассовые. Ну и, конечно, не бьются, не такие хрупкие как стеклянные.

 А как вы считаете, не покупая игрушек, мы с вами сможем украсить ёлочку в нашей группе сами?

 Физкультминутка «Елочка» 

 Ждут красавицу колючую

В каждом доме в декабре

. На ветвях зажгут фонарики

Искры брызнут в серебре

Сразу станет в доме празднично

Закружится хоровод

Дед мороз придёт с подарками

Наступает Новый год!

Смена деятельности   мастерская «Деда Мороза»

Ребята познакомимся с новым материалом фиомаран из него можно изготовить игрушки

Ребята я вам предлагаю выбрать необходимый материал для работы, и преступить к выполнению складывания, вырезывания, наклеивания. По окончанию работы нарядить ёлку изготовленными игрушками

Перед тем, как начать свою работу в мастерской, необходимо подготовить к работе наши пальчики

 

Дети высказывают своё мнение и объясняют почему

 

 

 

 

 

Предположения детей

 

Дети смотрят презентацию

 

 

Отвечают на вопросы воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют профессии, занятые изготовлением игрушек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что нам для этого понадобится?

 

– рисуют руками елочку

– делают ладошками дом

– показывают фонарики

– руки над головой

– пальцы оттопырены

– берутся за руки в хоровод

– идут по кругу с воображением мешком за плечом

– машут руками вверху

 

 

 

 

 

 

Дети знакомятся с новым материалом

 

 

Дети выбирают материалы, объясняют свой выбор. Почему взяли тот или иной материал. Что задумали сделать. Предложить подумать ещё чем можно украсить задуманную игрушку

 

Пальчиковая гимнастика

Снег руками собирали,

Наши пальчики устали.

Мы их будем растирать,

Мы их будем согревать.

Чтобы стали горячее.

 

2.Аналитико практический (решение проблемы)

Педагог организует работу детей в творческой мастерской «Деда Мороза». Проводит технику безопасности.

Индивидуальная помощь, подсказка.

   Работа детей в мастерских по выбранному детьми замыслу выполнения игрушки

 

 

3.Оценочный (что получилось, что не получилось)

Педагог просит оценить свои работы, обсудить что получилось, высказать мнение о своё работе и работе других ребят.

 

 

 

 

 

Высказывают мнение о проведённой работе, в которой участвовали, рассказывают, что было трудно, что получилось, чему еще надо научиться. Оценивают свои работы и работы сверстников.

 

Рефлексивный компонент (зачин на будущее)

Педагог фотографирует новогодние украшения. Поощряет желание детей поделиться опытом, приобретённым на занятии.

Дети решают украсить группу и елку сделанными поделками, просят сфотографировать их с результатами работы. Фотографии просят разместить в уголок для родителей по данной теме, чтобы родители знали, какие игрушки они могут сделать с родителями дома для, того чтобы нарядить ёлку. Можно сделать игрушки для ёлки в младшую группу.

 

 

Тема: «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»

Тема: «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»

 

Цель: Формирование связной речи с опорой на сюжетные картинки.

Задачи:

Учить составлять предложения и рассказ по группе сюжетных картинок.  Побуждать детей к придумыванию окончания рассказа. Формирование понятия: «Заглавная буква в именах людей и кличках животных».

Развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением.

Воспитывать доброту, отзывчивость к животным.

Оборудование: Сюжетные картинки 4 шт на доске и по комплекту на каждого ребёнка, 2 дополнительных картинки для продолжения рассказа, 2 схемы предложения.

Ход занятия

Ребята, давайте вспомним, что такое предложение.

Из чего состоит предложение. Какие бывают предложения?

Разминка. Я называю вам 3 слова, а вы мне из этих слов составляете предложение.

Холодно осенью улице на.

Птицы юг на улетают.

В скоро пойдём школу мы.

 

Ребята, скажите, как называют людей, которые пишут для нас рассказы, сказки, стихи? (ответы детей). А для того, чтобы эти рассказы, сказки и стихи было еще интереснее читать, книги иллюстрируют, т.е. рисуют сюжетные картинки, по которым можно представить себе ту историю, о которой читаешь.

Мы сегодня с вами превратимся в настоящих писателей. И сами напишем рассказ по уже готовым картинкам.

Вот эти картинки (воспитатель помещает картинки на доску).

 

Посмотрите внимательно на картинки. Можно ли по этим картинкам придумать рассказ? Что нам мешает? (рассуждения детей).

Какая картинка должна быть первой? (второй, третьей и т.д.) Картинки на доске помещаются в том порядке, в котором говорят дети.

Посмотрите еще раз на все картинки, все ли правильно у нас получилось? Можно ли теперь по этим картинкам придумать историю, которая произошла с мальчиком и его щенком? (ответы детей). Разложите картинки в нужном порядке у себя на столах. (дети раскладывают картинки у себя на местах)

Посмотрите на первую картинку. Назовите, кого вы видите на этой картинке? (ответы детей). Придумайте имя мальчику и кличку собаке. (варианты детей, выбирается один из вариантов). Попробуйте составить предложение по этой картинке.

 Сколько слов в этом предложении? Как пишется первое

слово в предложении? Какой знак поставим в конце предложения? Что мы знаем о том, как пишутся имена и клички животных?

Посмотрите на доску. Какая схема подойдёт к этому предложению? Первая? Вторая? Почему? Одна из схем, где начало предложения и кличка собаки с большой буквы, а в конце точка.

Разминка

Проводится на ковре. Воспитатель в центре с мячом. Бросает мяч ребенку, называя животного или человека. Ребенок должен придумать кличку для животного или имя для человека. Например, кошка – Мурка, мальчик – Вова и т.д.

Давайте продолжим составлять рассказ по картинкам. Рассмотрим следующие картинки.

Где гулял мальчик со своей собакой?

Что увидела собака и куда побежала?

Кто вылетел из яркого цветка?

Что маленькая пчёлка делала в цветке?

Почему пчёлка укусила собаку?

Что случилось с собакой после укуса пчелы?

Расскажи, как мальчик помог своей собаке?

Что можно сказать про мальчика?

Как вы думаете, что могло произойти с героями рассказа дальше?

Мы рассмотрели внимательно все картинки. Теперь вы будете составлять рассказ сразу по всем картинкам от начала до конца. (5-6 рассказов).

Физкульт минутка  

 

Во дворе щенок играл

Бегал, прыгал и скакал

Раз прыжок и 3 кивка

Два направо голова

Три налево поворот

И помчался до ворот

А потом вздохнул и сел

Он устал и присмирел

 

Сели за столы

.А можно ли продолжить этот рассказ? Давайте придумаем конец.

Выставить еще 2 картинки и повторить рассказ вновь.

А как вы думаете, мальчик любил свою собаку? Что об этом говорит? (размышления детей). Можно сказать, что мальчик (имя мальчика) и его собака – друзья?

Молодцы, а теперь я предлагаю послушать пословицу

  Без друга в жизни туго. Как вы её понимаете?

Подойдет ли эта пословица к нашему рассказу про мальчика и собаку?

Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями.

Итог. Ребята, вы считаете Получилось – ли у вас сегодня стать писателями? Смогли вы придумать рассказ по иллюстрациям?  Что было сложно для вас?

 

Вы справились с заданием, и я говорю вам молодцы!

Конспект занятия для детей подготовительной группы (с использованием технологии «мыслительная карта») «Я и моё здоровье». «Здоровые зубы - здоровью любы».

Конспект занятия для детей подготовительной группы (с использованием технологии «мыслительная карта») «Я и моё здоровье». «Здоровые зубы - здоровью любы».

 

Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

 

Программные задачи.

Формировать представления детей о зубах, их строении.

Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание полости рта после еды, посещение стоматолога).

Закреплять знания о полезной и здоровой пище.

Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, память, речь, воображение.

Воспитывать желание ответственно и осознанно относиться к своему здоровью, потребность соблюдать личную гигиену и желание иметь красивые и здоровые зубы.

 

Оборудование. Мыслительная карта (лист ватмана с нарисованным зубом). Фрагмент мультфильма. Макет полости рта с зубами. 2 мольберта. Картинки «Полезные и вредные продукты», яйцо в стакане с водой и в стакане со столовым уксусом (9%), ложка.

 

Предварительная работа. Беседы с детьми о необходимости чистить зубы, рассматривание иллюстраций. Проведение эксперимента «Яичная скорлупа».

 

Ход занятия.

Вводная часть.

Организационный момент.

Давайте, пожелаем доброго утра и весёлого дня.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

 

Основная часть.

1. Сюрпризный момент. Видео звонок врача (дети сидят на стульях перед экраном):

1 кадр: Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, кем я работаю?

2 кадр: Правильно. Отгадайте, какой я врач? (Ответы детей)

Красные двери

В пещере моей,

Белые звери

Сидят у дверей.

И мясо, и хлеб -всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю!

3 кадр. Да, я зубной врач. А как ещё называют эту профессию?

4 кадр. Как часто нужно посещать стоматолога? И что нужно делать, чтобы зубы не болели?

5 кадр. Я хочу убедиться, что вы действительно знаете, как следить за гигиеной рта! И для этого вам необходимо будет заполнить мыслительную карту.

2.  Беседа.

-    Ребята, мы говорим, что зубы растут. Что общее между растением, деревом и зубами? (корень) (слайд 1)

-    Правильно, у зубов тоже есть корень, но мы его не видим, так как он находится в десне.

-    А вы знаете, какие у вас зубы? Как они называются? (молочные). (слайд 2)

-    У молочных зубов корни короткие, поэтому они выпадают и заменяются постоянными, коренными. Но если человек «потеряет» постоянный зуб, новый на его месте уже не вырастит, потому что у людей зубы меняются только 1 раз в жизни.

-    Чтобы узнать строение зуба, давайте, рассмотрим картинку на экране. Зуб – это живой орган. Каждый зуб состоит из трёх основных частей: (слайд 3)

1   - коронка - это верхняя часть.

2   - корень - часть зуба, которая невидна в полости рта.

3   -  шейка - располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной. Сверху зубы покрыты эмалью. Она твердая, крепкая и защищает зубы от разрушения. Когда вы кушаете, частички пищи остаются на зубах и между ними. Из-за этого во рту повышается кислотность.

Вспомните, какой эксперимент мы с вами провели? (поместили одно яйцо в воду, а другое - в столовый уксус). (слайд 9)

Давайте, посмотрим, что произошло с ними. (Обсуждение, рассматривание. Воспитатель достает яйцо из стакана с водой. Стучит ложкой).

-    Изменилась скорлупа на яйце? (Нет.)

(Воспитатель достает яйцо из стакана со столовым уксусом.)

-    Что произошло со скорлупой в стакане со столовым уксусом? (скорлупа стала мягкой).

-    Вот что может произойти с зубами, если их не чистить и не полоскать после еды. От большой кислотности эмаль у зуба будет разрушаться.

Давайте, полученную информацию занесем в мыслительную карту. (Дети приклеивают картинки на карту).

3.  Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты».

-    Перед вами находятся карточки с картинками. Нужно взять по одной картинке и внимательно рассмотреть, что на них нарисовано. Если у вас полезный продукт, то нужно встать к здоровому зубику, а если продукт вредный - к больному зубику.

Давайте, занесем полученную информацию в мыслительную карту. (Дети приклеивают картинки на карту).

-    Ребята, а где мы еще можем найти информацию для мыслительной карты? (книги, энциклопедии, фильмы и мультфильмы). Правильно. 

-    Давайте посмотрим мультфильм. (Дети смотрят фрагмент мультфильма)

4.  Беседа.

-    Что разрушает наши зубы? (кариес).

-    Как можно помочь зубам? (посещать стоматолога, после каждого приема пищи полоскать рот и т.д.).

-    Что ещё образовывается на зубах? (налёт)

-    Сколько раз надо чистить зубы? (2 раза в день по 2-3 минуты)

-    Как правильно чистить зубы? (выметающими движениями от десны к поверхности зубы)

-    А почему по-другому нельзя чистить? (можно повредить эмаль)

- Давайте, занесем полученную информацию в мыслительную карту. (Дети приклеивают картинки на карту).

-    А какие предметы помогают нам следить за гигиеной рта? (зубная паста, зубная щетка)

Давайте, занесем полученную информацию в мыслительную карту.

5.  Практическая часть. Воспитатель на своем макете показывает детям, как правильно чистить зубы. Дети садятся за столы, у каждого ребенка свой макет.

-    Давайте, покажем, как правильно чистить зубы.

6. Итог.

-           Ребята вот и готова наша мыслительная карта. Можно отправить её стоматологу

С помощью формы обратной связи вы можете связаться со мной.

Свои пожелания, отзывы и даже критику,( её я воспринимаю адекватно), вы можете оставить в гостевой книге.